Памятка "Останови мошенника"
Анализ последних совершенных преступлений показывает, что обман граждан, связанный с хищением значительных сумм денежных средств (свыше 2 000 000 рублей) происходит путем намеренного оформления денежных кредитов онлайн от имени потерпевших с использованием их личных кабинетов в мобильных приложениях банков, а также личных кабинетов в приложениях операторов сотовой связи.
За истекший период 2023 года общая сумма причиненного жителям города Миасса материального ущерба составляет свыше 11 000 000 рублей. Максимальная сумма ущерба, причиненного 1 потерпевшему составила 1 470 000 рублей. Так, наиболее распространенными способами получения доступа к личным кабинетам являются:
- Звонок от имени «сотрудника банка» с информированием гражданина о том, что на его имя третье лицо пытается оформить кредит (в том числе, по доверенности), либо совершается попытка перевода денежных средств с банковского счета потерпевшего, либо производится попытка подключения («привязки») стороннего абонентского номера телефона к банковскому счету (банковской карте) потерпевшего. В дальнейшем для того, чтобы «обезопасить» денежные средства, которые содержатся на счете потерпевшего, звонок переводят на «сотрудника службы безопасности», «сотрудника полиции», «сотрудника ФСБ», который в свою очередь, продолжая обман потерпевшего, под предлогом перевода денег на «безопасный счет» убеждают потерпевшего сообщить им коды, поступающие в смс-сообщениях, после чего осуществляет выход в личный кабинет и переводит денежные средства на подконтрольные счета. В ряде случаев потерпевших просят оформить кредиты на свое имя, а затем внести денежные средства наличными через терминалы самообслуживания на счета абонентских номеров телефонов.
- Звонок от имени сотрудника оператора сотовой связи, например, компании «Теле 2» с информированием о том, что срок действия сим-карты потерпевшего истекает, и для его продления (либо продления срока действия тарифа) необходимо сообщить код (якобы для подтверждения), который поступит в смс-сообщении от оператора связи. Данный код фактически является паролем для доступа к личному кабинету абонента сотовой связи. После получения пароля, мошенник прекращает разговор. В этом случае деньги со счета потерпевшего не списываются сразу, поэтому потерпевший может понять, что его обманули только спустя несколько дней, в течение которых мошенник осуществит переадресацию звонков и смс на подконтрольный себе номер, а затем с помощью услуги «мобильный банк», либо путем доступа к личному кабинету банка, осуществляет списание денежных средств со счета потерпевшего, оформление на него кредита в личном кабинете.
- Покупка/продажа товара на сайтах объявлений «Авито», «Юла». В ряде случает потерпевших просят оформит доставку путем перехода по ссылке. В действительности мошенники используют подменные сайты, интерфейс которых внешне может быть неотличим от подлинных. На данных сайтах потерпевших вводит реквизиты своей банковской карты (якобы для получения денег за проданный товар), после чего производится списание денежных средств со счета потерпевшего.
- Получение дохода (инвестирование) на различны интернет-площадках. В этом случае с потерпевшими по телефону («скайпу») связываются мошенники, которые убеждают их инвестировать сначала небольшие (до 10 000 рублей) суммы денежных средств, доверившись при этом «персональному менеджеру», который для убедительности в режиме онлайн показывает потерпевшему якобы страницу его личного кабинета на онлайн-площадке с возрастающей суммой дохода. В дальнейшем под различными предлогами (оплата страховки для вывода денег, страхового депозита и прочее) убеждают потерпевшего дополнительно перевести денежные средства.
- Взлом аккаунтов на сайта «Госсуслуги». В этом случае мошенники могут использовать персональные данные своих жертв для оформления на их имена микрозаймов онлайн, их шантажа и вымогательства у них денежных средств под предлогами причинения телесных повреждений, физической расправы.
- «Зеркальные интернет-сайты». Такие сайты используются мошенниками для того, чтобы ввести в заблуждение потерпевших. Внешне интерфейс данных сайтов может быть неотличим от оригинальных. Например, человек решил заказать и выкупить онлайн авиабилет, при этом попав на подменный интернет-сайт; далее человек для оплаты билета вводит номер карты, CVC/CVV2-код, срок действия карты, нажимает кнопку «оплатить». В этот момент происходит списание денежных средств. При этом сайт может «зависнуть». Человек продолжает нажимать на кнопку оплатить, думая, что она не сработала. При этом списание происходит столько раз, сколько человек нажал на кнопку (если позволяет остаток средств).
Данный перечень не является исчерпывающим и включает в себя только основные способы мошеннических действий, которые были использованы мошенниками для обмана сотрудников Вашего предприятия. Однако, основным фактором, способствующим хищению денежных средств, является вынуждение потерпевшего сообщить мошенникам коды из поступающих смс-сообщений. При этом в целях противодействия преступным намерениям мошенников следует строго соблюдать следующие принципы:
- Никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать пароли (коды) в поступающих во время разговора смс-сообщениях. Неважно, кем или какой организацией данные сообщения отправлены (банк, оператор связи, интерент-магазин). Пока денежные средства клиента находятся на банковском счете, ответственность за сохранность этих средств несет банк, но только в том случае, если клиент не передает право доступа третьим лицам (например, сообщает указанные коды из смс-сообщений). В противном случае клиент, будучи обманутым, сам впоследствии вынужден погашать возникшие в результате обмана обязательства.
- Не переходить по ссылкам, направленным в ходе переписки (общения) с потенциальными покупателями (продавцами) товаров. Такие ссылки часто присылают через интернет-сайт «Авито» якобы для получения оплаты, оплаты поездки через сервис «Бла Бла Кар» и т.п.
- Не вводить реквизиты своей банковской карты (номер карты, срок действия, трехзначный код с обратной стороны) на непроверенных сайтах.
- Не пересылать фотокопии своих личных документов кому-либо (например, фото паспорта).
Обращаем внимание, что мошенниками часто используются специальные сервисы по подмене номера телефона, что означает, что позвонить могут практически с любого номера. В ряде случаев потерпевшим звонили с номеров телефонов, которые использует ГУ МВД России по Челябинской области.
Кроме того, сведения о самих потерпевших, которые им сообщают мошенники в ходе разговора, например, имя и отчество, они берут из общедоступных интернет-сервисов и само по себе то обстоятельство, что они обладают какими-либо сведениями о потерпевших не свидетельствует о том, что с ними разговаривают сотрудники банка, полиции или иных правоохранительных органов!
Для убедительности мошенники могут прислать жертве фотографии своих фиктивных служебных удостоверений, банковских документов с синими печатями, даже, надев на себя форму сотрудника правоохранительных органов связаться по видеосвязи.