Классный час "Сквернословие"
Есть в литературе темы, которые традиционно остаются за гранью нашего общего внимания, - темы, что называется, не для обсуждения, не для разговора. Одна из таких тем - сквернословие. Конечно, борьба со сквернословием - задача непростая. Эта тема сегодня является актуальной, так как большинство людей употребляют эти слова в своей речи.
Для обучающихся 5 классов прошел классный час на тему: «Сквернословие».
Из анкет (приняло участие 89 учащихся): Употребляете ли вы сквернословные слова? – «ДА» - 5 чел.; Только в сердцах – 32 чел. При этом на вопрос «Почему ВЫ сквернословите?» · Так делают все – 8чел; · Не хотел бы, но стремлюсь не отличаться от компании – 44чел. |
Сейчас часто стали говорить о некотором магическом действии слов, имён, названий. Ребятам рассказали об исторических корнях сквернословия. Мат — явление древнее и присущее почти всем народам. После Крещения Руси за сквернословие строго наказывали, при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам научные исследования. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода (а человек на 70% состоит из воды) не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Российские ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Эти и другие научные факты удивили пятиклассников.
Из анкет В своих ответах на вопрос «Как ты думаешь, что чувствуют, или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?» большинство (63чел.) сказали о плохом самочувствии. На вопрос «Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?» пятиклассники категорически ответили: «НЕТ – 100%». |
Почему люди сквернословят?
В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости.
Из анкет Сквернословят ли ваши родители? ДА – 29 чел. У кого научились? · Компания сверстников, одноклассники – 34 чел.; · Семья – 6 чел; |
Как же избавиться от сквернословия?
К сожалению, запреты никогда не решали проблемы. Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.
В настоящее время проводится борьба со сквернословием. В Америке появился новый фильтр против сквернословия. Во многих городах России начали проводить специальные акции: "Мир без сквернословия". Проводятся научно-практические семинары студентов, где обсуждаются вопросы причины "бранной эпидемии". Нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность статьей 20.1.
Первое - Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть "белой вороной". Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: "Все пусть говорят, а я не буду!".
Второе - Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но нужно учиться давать достойный ответ.
Третье - Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются.
Подытоживая сказанное, сформулируем своеобразное кредо:
Я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство.
С меня начинается честь и культура моей семьи, России.
Материал подготовлен социальным педагогом Спиваковой С.С.
Результаты анкетирования обучающихся 5 классов "Сквернословие в моей жизни"
Всего приняло участие – 89 чел.
5Б - 20; 5В - 22; 5Г - 22; 5Д – 25
Из них:
Мальчиков – 48
Девочек - 41
Вопросы |
Всего |
5Б |
5В |
5Г |
5Д |
1. Сквернословите ли вы? |
|||||
А) Да |
5 |
2 |
2 |
1 |
0 |
Б) Нет |
48 |
8 |
10 |
16 |
18 |
В) Только в «сердцах» (сгоряча, когда обидят) |
25 |
10 |
10 |
5 |
7 |
2. У кого научились? |
|||||
А) Компания сверстников |
13 |
4 |
2 |
5 |
2 |
Б) Семья |
6 |
2 |
1 |
3 |
0 |
В) Школа |
21 |
9 |
7 |
1 |
4 |
Г) Другое |
14 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3. Сквернословят ли ваши родители? |
|||||
А) Да |
19 |
5 |
7 |
5 |
2 |
Б) Нет |
70 |
15 |
15 |
17 |
23 |
4. Сквернословие — это хорошо? |
|||||
А) Да |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Б) Нет |
84 |
19 |
20 |
22 |
25 |
5. Почему ВЫ сквернословите? |
|||||
А) В этом нет ничего плохого |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Б) Так делают все |
8 |
3 |
1 |
3 |
1 |
В) Не хотел бы, но стремлюсь не отличаться от компании |
44 |
17 |
6 |
10 |
11 |
6. Школьный учитель может сквернословить? |
|
|
|
|
|
А) Да |
8 |
1 |
4 |
3 |
0 |
Б) Нет |
81 |
19 |
18 |
19 |
25 |
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
Плохой человек; мне становиться страшно; им это неприятно;
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
Печаль, становиться грустно; мне становиться плохо и грустно;
9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
Нужно не говорить такие слова; чтобы взрослые не употребляли; детей нужно воспитывать, а люди, пусть мат держат при себе;
10. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
Нет, потому что у них не будет друзей; бранные слова это плохо; потому что это безобразие.